Указанное Постановление разработано на английском языке и содержит нормы о разрешении споров в МФЦА в порядке арбитража и медиации, а также о МАЦ.
Как указано в Постановлении законодательство РК об арбитраже не распространяется на арбитраж МФЦА. Тем самым арбитраж МФЦА будет иметь отдельный статус. Между тем мы не обнаружили существенных отличий регламентации отношений в соответствии с Постановлением и в соответствии с Законом «Об арбитраже». Оба документа основаны на международных принципах арбитража.
Вместе с тем, Постановление более придерживается международных стандартов, чем Закон «Об арбитраже». Например, по основаниям отмены и отказа в принудительном исполнении арбитражного решения. Постановление также не содержит требований по получению согласия министерства для государственных организаций, если такая организация изъявит желание заключить арбитражное соглашение.
В этой связи такая ситуация порождает двойственные чувства – это хорошо, что Постановление в чистом виде перенимает международные стандарты, но оно действует только в рамках МФЦА. То есть на остальной территории Казахстана действует Закон «Об арбитраже», который до международных стандартов не дотягивает.
Однако уже наличие такого Постановления будет стимулом для развития казахстанского общего законодательства об арбитраже.
Открытым вопросом остается размер арбитражных сборов в МАЦ. При этом сам МАЦ финансируется из государственного бюджета на основе целевых трансфертов.
Вопрос также касается публичности деятельности МАЦ. Об этом документ умалчивает.
Не совсем понятна и компетенция МАЦ в части споров - могут ли не участники МФЦА рассматривать споры в МАЦ.
В общем, будем наблюдать, как себя покажет новое образование на практике.