Арбитражный центр Атамекен создан в 2014 году в форме некоммерческой организации – частного учреждения.
Согласно Закону «О Национальной палате предпринимателей РК» от 4 июля 2013 года (далее – Закон об НПП) Торгово-промышленная палата РК (далее - ТПП) и ее территориальные торгово-промышленные палаты подлежат ликвидации по истечении года со дня введения в действие настоящего Закона.
Официально ТПП была ликвидирована 16 мая 2017 года.
Закон об НПП предусмотрел образование Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» (далее – НПП) и постоянно действующего арбитража при ней – Арбитражного центра Атамекен.
В соответствии со сложившейся проарбитражной практикой, формируемой решениями арбитров, в связи с ликвидацией Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП, его функции, по сути, переходят к Арбитражному центру Атамекен. Это обосновывается тем, что функции ТПП сейчас осуществляет НПП, и арбитражем при НПП на сегодня является Арбитражный центр Атамекен. При этом учредителями Арбитражного центра Атамекен выступали ТПП и НПП.
С признанием соответствующими составами арбитража компетенции Арбитражного центра, было рассмотрено в общем 6 дел с арбитражными оговорками с указанием Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП.
Вместе с тем, официальное правопреемство в Законе об НПП не отражено.
В соответствии с Законом «Об арбитраже», окончательное решение в отношении компетенции переданного на рассмотрение Арбитражного центра спора принимается составом арбитража после его формирования.
1. Выбор арбитров
Арбитражный центр ведет реестр арбитров, из которых стороны могут самостоятельно выбрать себе арбитра для разрешения их спора. Также стороны имеют возможность выбрать любого иного специалиста, который может выступить арбитром.
2. Независимость и беспристрастность арбитров
Так как стороны участвуют в процессе выбора и назначения арбитра для разрешения спора, это позволяет обеспечить максимальную беспристрастность и независимость арбитража.
3. Выбор законодательства
В случае, если одна из сторон договора является нерезидентом, стороны могут согласовать, право какого государства будет применяться, если возникнет спор.
4. Упрощенная и гибкая процедура
Регламент Арбитражного центра Атамекен предусматривает максимально простую процедуру рассмотрения спора. Например, заседание может проводиться путем видеоконференцсвязи. При этом, по большинству вопросов стороны сами могут определить процедуру разрешения спора. Более того, ввиду меньшего формализма при рассмотрении спора, вы можете самостоятельно отстаивать свои доводы, исключив расходы на услуги представителя или адвоката.
5. Окончательность решения
Решение арбитража не может быть пересмотрено по существу в каких-либо государственных органах или иных инстанциях. Отсутствует внешний контроль на предмет правильности разрешения спора арбитрами. Лишь при наличии определенных процедурных нарушений (например, не уведомление стороны спора) государственный суд может отменить арбитражное решение.
6. Быстрота решения
В Арбитражном центре обычно проводятся один или два заседания для рассмотрения спора и заслушивания сторон. После этого арбитры составляют решение. На сокращенный срок арбитражного разбирательства влияют простота процедуры и отсутствие пересмотра арбитражного решения.
7. Экономия на расходах
Размеры сборов за рассмотрение споров (из которых также выплачивается вознаграждение арбитрам) в Арбитражном центре Атамекен являются низкими — ниже размеров государственной пошлины в государственных судах и иных арбитражах.
8. Конфиденциальность
Арбитражное разбирательство проводится в закрытых заседаниях только с участием сторон, информация о спорах не публикуется и не размещается в сети интернет.
9. Обязательность исполнения решения
Решение арбитража вступает в силу с момента вынесения и исполняется в обязательном порядке. В случае неисполнения решения добровольно, возможно его принудительное исполнение путем получения исполнительного листа в государственном суде и привлечения судебных исполнителей. Процедура исполнения арбитражного решения и судебного решения одинакова.
10. Простота исполнения решений арбитража за рубежом
Исполнение решения арбитража за пределами Казахстана эффективно обеспечивается Нью-Йоркской конвенцией «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», участниками которой являются 168 стран. За рубежом легче исполнить арбитражное решение, чем решение государственного суда.
Арбитражный центр Атамекен | Государственные суды |
Стороны свободно выбирают себе арбитра для разрешения спора | Стороны не имеют возможности выбрать судей. Судья назначается независимо от мнения сторон |
Знание сторонами квалификации, опыта и репутации арбитра, что является основанием для его избрания | Стороны не знают судью, его квалификацию, опыт и репутацию |
Стороны самостоятельного могут определить процедуры и сроки разрешения спора | Процедуры и сроки разрешения спора императивно устанавливаются законами |
Возможность свободного выбора правовой системы любого государства для разрешения спора (с нерезидентом) | Применяется только законодательство Республики Казахстан |
В среднем общий срок рассмотрения спора занимает 2 месяца с учетом окончательности решения | В среднем общий срок рассмотрения спора занимает до 10-12 месяцев с учетом вышестоящих судебных инстанций |
Решение арбитража является окончательным и не может быть пересмотрено по существу | Решение можно обжаловать в апелляционной и кассационной судебных инстанциях |
Информация о спорах и арбитражное решение публикуются | Третьи лица могут участвовать на судебных заседаниях. Решения публикуются |
Размеры сборов за рассмотрение споров не превышают 2% от цены иска и снижаются по мере увеличения цены иска | Твердо установленный размер государственной пошлины 3% от цены иска, независимо от величины иска. При кассационном обжаловании уплачивается дополнительная государственная пошлина 50% от размера пошлины, уплаченной в суде первой инстанции |
Исполнение решения арбитража за рубежом (в 157 странах) обеспечивается Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение арбитражных решений | Исполнение судебного решения за рубежом возможно при наличии двухстороннего договора с государством, на территории которого запрашивается исполнение решения |
Сумма иска | Арбитражные расходы, с учетом регистрационного сбора | Госпошлина в государственных судах первой инстанции | Общий размер госпошлины при кассационном обжаловании решения |
20 000 000 | 610 000 | 600 000 | 900 000 |
200 000 000 | 4 310 000 | 6 000 000 | 9 000 000 |
800 000 000 | 12 060 000 | 24 000 000 | 36 000 000 |
1 500 000 000 | 18 810 000 | 45 000 000 | 67 500 000 |