23 января 2019 года опубликован Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
3 февраля 2019 года изменения и дополнения в Закон «Об арбитраже» вступили в силу.
Предлагаем обзор основных изменений и дополнений в Закон «Об арбитраже».
1.Передача спора на разрешение арбитража
На практике имеют место случаи, когда гражданам в силу их недостаточной юридической осведомленности коммерческими организациями навязывается договор с указанием, что все споры будут разрешаться в определенном арбитраже. При этом гражданин лишается возможности при возникновении спора выбрать суд или конкретный арбитраж, с учетом репутации арбитража или арбитражных расходов.
В соответствии с дополнением в Закон арбитражное соглашение о разрешении спора по договору займа между коммерческой организацией и физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
Нововведение ограничивает возможность заключения арбитражного соглашения между финансовыми организациями (займодателями) и гражданами до возникновения спора.
Это очень важное дополнение в закон, направленное на решение проблемы споров с участием потребителей. Таким образом арбитраж будет иметь большую коммерческую направленность – разрешение в основном споров между предпринимателями.
2.Содержание арбитражного соглашения
Ранее Законом «Об арбитраже» было предусмотрено, что арбитражное соглашение должно содержать намерение сторон о передаче спора в арбитраж, указание предмета, который подлежит рассмотрению арбитражем, указание конкретного арбитра и согласие уполномоченного органа.
В новой редакции Закона первые три требования к содержанию арбитражного соглашения исключены. Теперь арбитражное соглашение должно только содержать в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 8 Закона, согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа.
Другие условия арбитражного соглашения могут быть определены соглашением сторон.
3.Согласие уполномоченного органа
В соответствии с Законом «Об арбитраже» уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный орган обязан в течение пятнадцати календарных дней рассмотреть запрос государственной организации, намеревающейся заключить арбитражное соглашение с казахстанской компанией, и направить письменное сообщение о согласии либо мотивированном отказе в даче согласия. Однако существовал риск того, что данные органы могут отозвать согласие.
Дополнением в Закон установлено, что согласие органа является безотзывным.
4.Получение сторонами письменных сообщений
Уведомления о возбуждении арбитражного разбирательства и о назначении слушания, как правило, направляются заказным письмом с уведомлением. Старая редакция Закона «Об арбитраже» содержала норму, что письменное сообщение считается полученным, если оно доставлено адресату лично.
Учитывая сложность доставки уведомления адресату лично в руки, законодатель исключил эту норму, теперь любое письменное сообщение считается полученным, если оно доставлено адресату (не обязательно лично).
5.Нормы, применимые к существу спора
Ранее применение законодательства Республики Казахстан было обязательным при рассмотрении спора одной из сторон которого являются государственные организации.
Данное положение влекло трудности для государственных организаций при заключении договоров с иностранными партнерами, которые настаивали на применении иностранного законодательства. Тем самым, срывалась реализация совместных проектов.
Нововведение в Законе теперь позволяет государственным организациям применять любое право, предусмотренное договором с иностранным партнером.
6.Отмена арбитражного решения
Одним из оснований для отмены арбитражного решения в соответствии со старой редакцией Закона «Об арбитраже» являлось обстоятельство, если состав или арбитражная процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон.
Новая редакция Закона «Об арбитраже» дополнена тем, что сторона, заявляющая ходатайство об отмене, должна представить доказательства о том, что состав арбитража или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не противоречит любому положению настоящего Закона, от которого стороны не могут отступать, или при отсутствии такого соглашения не соответствовали Закону.
Вышеупомянутое нововведение в Законе приведено в соответствие с Типовым Законом ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.
7.Запрет на пересмотр решения
На практике имелись случаи, когда государственные суды при получении ходатайств об отмене арбитражных решений пересматривали арбитражное решение по существу, что противоречит Закону «Об арбитраже».
Для конкретизации в Закон была включена норма о том, что при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа суд не вправе пересматривать решение арбитража по существу.
8.Основания для отказа в признании и (или) приведении в исполнение арбитражного решения
Основания для отказа в признании и (или) приведении в исполнение арбитражного решения, которые содержатся в Законе «Об арбитраже» приведены в соответствие с положениями Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Ранее в Законе содержалась норма о том, что при отсутствии указания на закон государства, которому подчинено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение могло быть признано недействительным по законодательству Республики Казахстан. Теперь такое арбитражное соглашение может быть признано недействительным по законодательству страны, где решение было вынесено.
Также одним из оснований для отказа в признании и (или) приведении в исполнение арбитражного решения являлось обстоятельство, когда состав арбитража или арбитражная процедура разбирательства не соответствовали требованиям Закона.
Теперь арбитражное решение может быть не признано и (или) не исполнено, если состав арбитража или арбитражная процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такового состав арбитража или арбитражная процедура не соответствовали законам страны, где проведено арбитражное разбирательство.