Просмотров: 1919

Общественный интерес в арбитраже между государственным и частными секторами

За последние сорок лет наблюдается значительный рост контрактов между государственными и частными лицами, и связанных с ними споров. Рост обусловлен двумя параллельными событиями. С одной стороны, с распадом«доктрины не арбитрательности» масштаб арбитража значительно расширился и включает рассмотрение не только требований, касающихся формирования, толкования и исполнения коммерческих контрактов, но и определенные законные требования, которые могут иметь значительные социальные последствия. Сегодня международные арбитражные учреждения регулярно рассматривают споры, связанные с общественным интересом, в том числе споры (в инвестиционном праве), возникающие в результате осуществления регулирующего суверенитета принимающих государств.

С другой стороны, сочетание экономических и идеологических факторов привело к усилению взаимодействия между государственным и частным секторами и усилению зависимости государств от частных лиц для выполнения общественных функций практически в каждом индустриально-развитом государстве.

Связь между этими двумя событиями - расширение области арбитража и возникновение государства в качестве договаривающей стороны - является доказательством того, что многие соглашения между государственным и частным секторами выступают за разрешение споров в арбитраже, а также предпочитают другие альтернативные способы чем обращение в национальные суды.

Такой тип арбитража между государственным и частным секторами может иметь важное значение в части общественного интереса. Дело e-Bordersв Великобритании является ярким примером этого. Спор возник между Министерством внутренних дел Соединенного Королевства и американской оборонной компанией RaytheonSystemsLimited в отношении контракта 2007 года на проектирование, разработку и поставку многомиллионной технологической системы (e-Borders), которая должна была улучшитьпограничный контроль Великобритании, создав электронную систему для проверки въезжающих и выезжающих из Великобритании туристов.

Министерство внутренних дел отказалось от исполнения контракта в 2010 году в связи с существенными задержками в выполнении работ. В свою очередь, компания Raytheon обратилась в арбитраж, заявляя требования по возмещению ущерба за незаконное расторжение контракта. Арбитражное разбирательство проводилось конфиденциально в соответствии с Регламентом Лондонского международного арбитражного суда (LCIA).

Арбитражный суд присудил компании Raytheon компенсацию в размере приблизительно 190 млн. фунтов стерлингов плюс 38 млн. фунтов стерлингов в виде неустойки и расходов заявителя. Хотя решение было оспорено Министерством внутренних дел и впоследствии было отменено Высоким судом (HighCourt) за серьезные нарушения, Министерство внутренних дел объявило в марте 2015 года, что они достигли соглашения по окончательному мирному урегулированию спора, и готовы выплатить Raytheon150 млн. фунтов стерлингов.

Дело e-Borders вызвала серьезные опасения в британском правительстве и привлекло пристальное внимание СМИ и общественности в связи с влиянием арбитражного решения на государственный бюджет и безопасность границ Великобритании. Некоторые заметили, что спор с e-Borders стоил британскому налогоплательщику миллионы фунтов, без раскрытия информации о том, в чем же заключалась причина разрыва контракта с Raytheon.

Разрешение споров между государственным и частным секторами в рамках частного права порождает ряд потенциальных угроз общественным интересам. Одна из угроз заключается в вероятном неприменении норм публичного права, таких, как доктрины административного права ultravires и правил против ущемления прав, которые позволяют государственным органам нарушать государственно-частные контракты в пользу общественных интересов.

Второй потенциальной угрозой является неприменение принципов открытости и подотчетности государственных органов. Поскольку государственные органы наделены полномочиями действовать в интересах общества, общественность заинтересована в том, чтобы не было злоупотребления такими полномочиями. Однако эта цель не может быть достигнута в государственно-частных арбитражах, которые, как правило, конфиденциальны.

Как и в деле e-Borders, если общественность лишена доступа к важной информации в связи с арбитражем, она лишена возможности знать детали дела и приписывать вину либо государственному органу (в этом случае должна наступить политическая подотчетность) или частной стороне (в этом случае должна следовать гражданская ответственность).

Международный арбитраж в качестве частного средства разрешения споров подвергается публичной (и зачастую несправедливой) критике, особенно в отношении урегулирования споров между инвесторами и государствами. Однако по мере увеличения числа контрактов между государственным и частным секторами общественное внимание, скорее всего, будет привлечено к арбитражу между государственным и частным секторами.


Ссылка на источник: kluwerarbitrationblog.com

Последние новости

Наша страница на Facebook