Обстоятельства рассматриваемого спора между подрядчиком и заказчиком были типичными для аналогичных строительных проектов. Задержки в завершении проекта привели к возникновению ряда споров, связанных с претензиями подрядчика на продление срока завершения проекта и произведения дополнительной оплаты, а также встречными исками соответствующего заказчика по возмещению убытков в связи с задержкой проекта. После долгой «битвы», включающей в себя, шесть решений Совета по урегулированию споров, два арбитражных разбирательства в ICC и исполнительные судебные процедуры в местных судах, Стороны прибегли к третьему арбитражному разбирательству в ICC для разрешения оставшихся открытых вопросов.
Важным моментом является то, что различные договорные аспекты, касающиеся продления времени, частичной приемки работ и возмещение заранее оцененных убытков, вызванных задержкой, ранее были рассмотрены в ряде решений Совета по урегулированию споров и других арбитражах ICC, в результате чего возникли проблемы res judicata (принцип недопустимости повторного рассмотрения однажды решённого дела).
В рассмотрении этого дела был поднят ряд юридических вопросов, касающихся толкования некоторых положений контракта FIDIC, в том числе:
В указанном деле первоначальная дата завершения работ по контракту была в мае 2007 года. Во время реализации проекта между сторонами возникли различные споры, в том числе связанные с задержками в исполнении работ. Подрядчик инициировал первый арбитраж в ICC, требуя продления срока завершения работ и дополнительную стоимость, в 2006 году, в то время, когда работы продолжались, и еще не был сформирован Совет по урегулированию споров. Позднее Стороны решили приостановить рассмотрение первого арбитражного разбирательства в ICC и согласились cформировать Совет по урегулированию спора.
Подрядчик обратился в Совет по урегулированию споров по разрешению спора о выдаче акта приема-передач. Совет по урегулированию споров решил, что акт приема-передач будет считаться выданным с января 2009 года. Ни одна из сторон не выразила несогласия с решением.
Однако, вопрос с продлением срока завершения работ и произведением дополнительной оплаты не был разрешен.
В 2015 году подрядчик инициировал третье арбитражное разбирательство в ICCзаявив о том, что значительная часть убытков, связанных с задержкой, была определена Инженером-экспертом в нарушение Контракта и должна быть уменьшена пропорционально стоимости частей работ, которые были выполнены и использовались заказчиком во время предоставления дополнительного времени для завершения проекта.
Правовая основа требований подрядчика в третьем арбитражном разбирательстве в ICC:
В январе 2017 года, единоличный арбитр вынес решение. Касательно, убытков, связанных с задержкой проекта, единоличный арбитр пришел к следующим выводам:
Это решение ICCдемонстрирует особую роль применимого права в сочетании с контрактами FIDIC. Из этого можно сделать следующие выводы:
Стороны должны с особой внимательностью относится к механизмам разрешения споров, указанных в контрактах FIDIC.
В данном случае подрядчику было отказано в рассмотрении его контрактных требований по существу в арбитражном разбирательстве, поскольку он не представил уведомление о несогласии с решением Совета по урегиулированию споров, который вынес решение по вопросу, тесно связанному со спорным вопросом.
Не следует недооценивать роль применимого права.
Этот случай является полезным напоминанием о важности применимого права даже в рамках стандартизированного контрактного контекста FIDIC. Единоличный арбитр частично удовлетворил иск подрядчика о вычете убытков за задержку проекта ссылаясь на применимое право.
Ссылка на источник: kluwerarbitration.com