I часть обзора
Для меня одним из ценных принципов из этой книги является следующий: «Система нужна только для выполнения каких-то функций. Система идеальна, если ее нет, а функция осуществляется». Потенциал применения этого принципа огромен!
В этом посте хочу привести ряд положений из книги, разъясняющих суть ТРИЗ, и о развитии творчества.
1. Существует огромная инерция традиционных представлений о методе проб и ошибок как о единственно мыслимом механизме творчества... Само понятие «творчество» в конце концов слилось с технологией решения задач путем перебора вариантов, наощупь. Неизменными атрибутами творчества привыкли считать озарение, интуицию, прирожденные способности, счастливый случай.
2. Суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен.
3. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и осознанно использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.
4. Для несложных задач, решение которых находится в пределах одной профессии или отрасли, профессиональные знания играют большую роль. Но при решении сложных проблем они, наоборот, тормозят процесс изобретения... ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чём-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.
5. Существование технической системы – не самоцель. Система нужна только для выполнения какой-то функции (или нескольких функций). Система идеальна, если ее нет, а функция осуществляется.
6. В наше время, когда на ребенка обрушивается огромный поток информации (и не остается времени на «игру» с этой информацией), «пик фантазии» приходится примерно на 11-12 лет, причем этот «пик» пониже, а главное – фантазия быстрее идет на убыль.
7. Начинать обучение творчеству надо как можно раньше. Сначала мы умели учить только старшеклассников (они знают физику, а ТРИЗ пропитан физикой), потом поднялись до 6-7-х классов, теперь знаем, какие задачи и как давать ребятам в 4-5-х классах.
8. Разумеется, научная фантастика – прежде всего художественная литература… Но сверх этого есть у научно-фантастической литературы и способность попутно развивать воображение, приглушать психологическую инерцию, делать мышление гибче, готовить ум человека к восприятию «диких» идей, без которых немыслима современная научно-техническая революция.
9. Устроиться на работу реабилитированному Г.С. Альтшуллеру было практически невозможно. Он сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи: “Надо работать и нельзя работать”. Решение задачи нашел в виде: “Надо писать фантастику”.
II часть обзора
Это мой второй (заключительный) пост о книге Г. Альтшуллера «Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач».
Хочу привести ряд полезных положений о достойных целях.
1. Четко видно парадоксальное сочетание двух особенностей:
1) цель достаточно ясна, не надо быть гением, чтобы ее увидеть;
2) достижение цели требует работы на протяжении всей жизни...
Для творческой тактики главное — зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное — пронести огонь через всю жизнь.
2. Основные критерии достойной цели:
1) Цель обязательно должна быть новой или недостигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
2) Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни.
3) Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а чётко определённая задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.
4) В то же время цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему, над-надсистему - следующие этапы работы. Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам.
5) Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Поэтому масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризует «цену», в которую человек сам оценивает себя: ведь на достижение цели тратится время собственной жизни.
6) Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как еретическая.
7) Именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция. Это обеспечивает доброкачественную работу: без спешки, без халтуры.
8) Достойная цель – это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.
9) Достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогого, дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов разработчиков.
10) Выбирая достойную цель, надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за неё берущегося... Достижение таких «непосильных» целей - это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее - непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил...».
3. Роберт Пири: Правда, я постоянно терпел неудачу, но с каждым новым поражением приходило новое понимание игры, её хитростей, трудностей и тонкостей, и с каждой новой попыткой успех придвигался чуточку ближе: то, что казалось прежде невозможным или в лучшем случае крайне сомнительным, начинало представляться возможным, а затем и весьма вероятным.
4. Сильнейший ответный ход человека: переход в надсистему Целей, где первоначальная Цель становится частным случаем. Это чрезвычайно трудный ход – человек убегает от успеха (точнее – от сладкой рутины успеха...).
5. Раз уж мы пользуемся аналогией с шахматами, можно сказать так: внешние обстоятельства сильны тем, что у них в запасе «вагоны ферзей», и слабы тем, что до определенного момента не видят личности в своем партнере, шаблонно играя на миллионах досок и тем самым давая шанс человеку.
Автор обзора: Аскар Калдыбаев