«Нация умных людей», Дэн Сенор, Сол Сингер

1 часть обзора "ХУЦПА"

Отличная книга для того, чтобы понять, как необходимо всем нам в Казахстане менять поведение, чтобы общество и страна достигли успеха. Я ранее писал о правилах хуцпы. Хочу привести ряд положений, которые их раскрывают. Особенно ярки армейские примеры. Книга должна стать настольной для каждого из нас.

1. Хуцпа означает: «Дерзость, бесстыдство, нахальство, исключительная сила воли, самоуверенность плюс высокомерие... Ни в одном другом языке нет аналога, полностью передающего значение этого слова». Сторонний наблюдатель может видеть проявления хуцпа в Израиле повсюду, - в том, как студенты университета разговаривают со своими профессорами, как сотрудники бросают вызов своему боссу, как сержанты задают вопросы своему генералу и как клерки предсказывают то, что скажут министры правительства. Однако для израильтян это не хуцпа, а просто нормальный способ бытия. Всю жизнь, по ходу дела - дома, в школе или в армии - израильтяне учатся тому, что самоуверенность - это норма и что немногословие - это то, что сделает вас отстающим.

2. Значительно сложнее управлять пятью израильтянами, нежели пятьюдесятью американцами, потому что (израильтяне) будут постоянно испытывать вас и подвергать вас сомнению – начиная с вопроса: «Почему вы мой начальник, почему не я ваш начальник?».

3. Жаркие дебаты такого типа подвергаются "анафеме" в других культурах бизнеса. Однако израильтяне зачастую считают их наилучшим способом разобраться в проблеме. Как сказал нам один американский инвестор, вкладывающий деньги в израильские новые компании: "Если вы сможете стерпеть первоначальные «синяки и шишки» на вашем эго, то это потрясающим образом освобождает. В израильских компаниях вы не часто увидите, как люди говорят о человеке у него за спиной. Вы всегда знаете, в каких отношениях вы находитесь с человеком. В результате меньше времени тратится на всякую ерунду».

4. Нати Рон является юристом в своей гражданской жизни и полковником в армии, который командует армейским подразделением резервистов. «Ранг почти ничего не значит в системе резервистов, - сказал он нам так, как будто это было самым обычным делом в жизни. – Боец может сказать генералу во время упражнений: «Вы делаете это неправильно, вы должны делать это по-другому».

5. Амос Горен – инвестор венчурного капитала в компании Apax Partners в Тель-Авиве – служил в регулярной армии в подразделении израильских коммандос в течение пяти лет и находился в резерве в течение следующих 25 лет: «В течение всего этого времени я никогда не отдавал никому чести, никогда. И я не был даже офицером. Я был просто рядовым солдатом».

6. Когда мы попросили генерал-майора Фаркаша объяснить, почему израильские военные настолько антииерархичны и открыты к спорам, он сказал нам, что это черта, присущая не только израильским военным, это присуще всему обществу, это историческая черта.

7. Действительно, незначимость иерархии в Армии обороны Израиля пронизывает гражданскую жизнь. Она даже ломает иерархические отношения, построенные в гражданском обществе. Профессор добивается уважения своего студента, босс – уважения своего клерка.

8. Историк и резервист Армии обороны Израиля Михаэль Орен, который сейчас является послом Израиля в США, описал типичную сцену для базы израильской: «Вы сидите в кругу израильских генералов, все решили, что неплохо бы выпить кофе. Тот, кто будет сидеть ближе всех к кофейному аппарату, тот и сделает кофе. Не важно, кто это будет, совершенно обычное дело, когда генералы готовят кофе для своих солдат, и наоборот».

9. В Армии обороны Израиля очень необычные способы подвергать сомнению компетентность старшего офицера. Вот что рассказал нам Орен об одном их этих способов: «Я находился в израильском военном подразделении, когда мы отправили в отставку офицера… Люди просто собираются вместе и голосуют за то, чтобы офицер ушел. Я лично становился этому свидетелем два раза. В действительности мне нравился один из этих офицеров, но при голосовании я оказался в меньшинстве. Большинство проголосовало за то, чтобы этот полковник больше не был их командиром». Когда мы с недоверием спросили Орена, как это происходит, он пояснил: «Вы выходите вперед и говорите: «Мы не хотим служить под вашим началом. Вы недостаточно компетентны». Я имею в виду, что каждый обращается к другому человеку лично. Вы просто идете к командиру, стоящему выше этого офицера, и говорите: «Этот парень должен уйти». Отношения в армии гораздо больше ориентированы на результат, нежели на звание.


2 часть обзора "Особенности предпринимательства"

Предлагаю ряд положений из книги об особенностях предпринимательской деятельности и среды Израиля. Интересно описание опыта Дубай, который может быть переложен на наш МФЦА. А слова Сергея Брина вообще являются потрясающими.

1. Это не означает, что высокий процент неудач у новых стартующих компаний, который наблюдается повсеместно, не наблюдается у израильтян. Однако культура и нормативные правила в Израиле отражают уникальное отношение к неудаче, при котором потерпевшие неудачу предприниматели возвращаются обратно в систему, чтобы конструктивно использовать свой опыт и начать снова, а не остаются заклейменными позором на обочине жизни.

2. С самого основания своего государства израильтяне очень остро осознавали, что будущее - как ближайшее, так и отдаленное - всегда под вопросом. Каждый момент имеет свою стратегическую важность. Вот как описал это Марк Герсон, американский предприниматель, который инвестировал средства в несколько новых израильских компаний: «Когда мужчина в Израиле хочет назначить женщине свидание, он предлагает ей встретиться сегодня вечером. Когда у израильского предпринимателя есть деловая идея, он начинает работать над ее воплощением на этой неделе. Попросту никто не считает, что человек должен аккумулировать «козыри», прежде чем браться за рисковое предприятие. Это действительно хорошо для бизнеса. Если слишком долго думать, это может привести только к пониманию того, что что-то может пойти не так, а отнюдь не к пониманию чего-то, что продвинет вашу идею вперед».

3. Варди говорит, что ему известны израильские компании, которые перестали использовать объявления о вакансиях: «Теперь все попросту передается из уст в уста… Социальная структура здесь очень проста: каждый знает каждого. Каждый служил в армии с братом кого-либо, чья-либо мать была учителем в их школе, дядя был командиром подразделения, в котором кто-то служил. Спрятаться невозможно. Если вы плохо себя вели, вы не сможете «исчезнуть» в Вайоминге или в Калифорнии. Очень высокий уровень прозрачности». Выгоды от такого рода взаимосвязей не ограничены Израилем, хотя здесь они необычно интенсивны и широко распространены.

4. Бицуизм — это сердце пионерского духа и предпринимательского драйва Израиля. Бицуист — это строитель, ирригатор, пилот, воин, поселенец. Израильтяне так определяют этот социальный тип - жесткий, изобретательный, нетерпеливый, сардонический, эффективный, не думает долго, перед тем как что-то сделать, не нуждается в длительном сне… Его слова подходят также и к тем, кто рискует всем для того, чтобы основать новую компанию. Битцуизм — это нить, которая тянется от тех, кто защищался от мародеров и осушал болота, к предпринимателям, которые убеждены, что они могут разрушить стереотипы и работать над тем, чтобы их мечты сбылись.

5. Склонность израильтян к технологическому смешению — это больше, чем любопытство. Это характеристика культуры, которая лежит в фокусе того, что делает Израиль центром инноваций. Это продукт комбинации разнообразного опыта, который израильтяне зачастую приобретают - из службы в армии и работы в гражданских областях. Однако это также и способ мышления, который создает наиболее творческие решения и потенциально открывает новые отрасли и "прорывные" решения в технологии. Это форма свободного мышления, которую трудно вообразить в менее свободной и более культурно ригидной среде, включая те страны, которые выглядят пребывающими на самом современном уровне коммерческого развития.

6. Ответ пришел, как только Сергей Брин начал говорить. «Леди и джентльмены, девочки и мальчики, - сказал он по-русски, и его выбор языка вызвал спонтанные аплодисменты, эмигрировал из России, когда мне было шесть лет. Я приехал в США. Так же как и у вас, у меня обычные русско-еврейские родители. Мой папа - профессор математики. У него определенные взгляды на образование. И я думаю, что могу упомянуть это здесь, поскольку мне сказали, что ваша школа недавно получила семь из десяти первых мест на всеизраильской математической олимпиаде». В этот раз ученики аплодировали своим собственным достижениям. «Но я хочу сказать то, - продолжал Брин, прорываясь через аплодисменты, - что сказал бы мой отец: а как же быть с другими тремя местами?»

7. Это и менее вещественные факторы, такие как драйв в направлении успеха, как личного, так и национального. У израильтян есть для этого слово – давка, которое может частично быть отражено словом «наперекор», «специально», «как раз», «именно потому» и проч. Они как бы говорят: «Чем больше они нас атакуют, тем большего успеха мы достигаем».

8. В Dubai Internet City вы не найдете никаких лабораторий по исследованиям и разработкам или новых компаний, основанных на инновациях. Дубай открыл свои двери инновативным глобальным компаниям, и многие из них откликнулись и пришли. Но они пришли распространять инновации, изобретенные где-либо еще, на конкретном региональном рынке. Следовательно, Дубай не создавал никаких процветающих инновационных кластеров. Скорее он создал крупные и успешные сервисные узлы.

9. С Дубаем иностранцев связывают дела. Они не являются частью правильно организованного сообщества, и они не работают коллективно над тем, чтобы заложить основы или построить что-либо новое. Они оценивают свое положение и достижения по отношению к сообществам в их собственных странах, а не по отношению к Дубаю. Их эмоциональная привязанность и чувство укорененности связаны с другим местом. Это, по нашему убеждению, является фундаментальным препятствием для функционирующего в полной мере кластера, и это может также сдерживать культивирование быстро растущей предпринимательской экономики.

10. Так что же мешает арабским странам становиться «странами стартующих компаний»? Ответ включает следующее моменты: нефть, ограничения политических свобод, статус женщин и качество образования.

11. В арабских странах остро необходимые реформы, которые элиты воспринимают как угрозу: право на свободу выражения взглядов, терпимость к экспериментированию и к неудаче, а также доступ к основным экономическим данным правительства, необходимы для культуры, в которой могут развиваться предприниматели и изобретатели. Как раз потому, что предпринимательство помогает экономикам расти, а обществу прогрессировать, вознаграждая скорее положительные качества, инициативу и результаты работы, нежели статус, правительства стран Персидского залива тормозят его. Это как раз то, что политолог Сэмьюэл Хантингтон однажды назвал «дилемма королей»: все монархи, модернизирующие экономику, в итоге стараются сочетать экономическую модернизацию с ограничениями свобод, поскольку либерализация создает проблемы для власти монарха.

12. В XXI веке лидировать будет та страна, которая осуществляет инновации и которая более эффективно поддерживает продуцирование новых идей в частном секторе.


3 часть обзора "Роль армии в становлении профессионала"

Армия играет в Израиле исключительную роль в становлении профессионалов. Опыт, навыки и знакомства остаются на всю жизнь. Но армия должна именно такой, какой она является в Израиле – минимум иерархии, максимум инициативы и импровизации – рош гадоль, инновации, элитные технологические подразделения. Это не только собственно оборона, но и стартовая площадка для предпринимателей.

1. Армия обороны Израиля преднамеренно недоукомплектована на верхних уровнях. Это означает, что в армии предусмотрено меньше старших офицеров, для того чтобы отдавать команды. Меньшее число старших по званию означает большую индивидуальную инициативу на нижних уровнях.

2. Приблизительно за год до достижения призывного возраста все 17-летние юноши и девушки в Израиле вызываются на призывные пункты Армии обороны для прохождения однодневного предварительного отбора, который включает тесты, собеседование и медицинские осмотр. К концу этого дня определяются состояние здоровья и психометрические параметры. Возможности дальнейшей службы разъясняются молодому кандидату на личном собеседовании. Кандидатам, у которых здоровье, способности и личностные качества соответствуют требованиям, предлагается пройти дополнительные испытания, чтобы оценить возможность службы в одном из элитных подразделений Армии обороны Израиля.

3. В Израиле академическое прошлое человека так или иначе не столь важно, как его военное прошлое. Одним из вопросов, который задают на каждом собеседовании при приеме на работу, является вопрос: «Где вы служили в армии?» В некоторых предложениях о работе, размещенных в Интернете, и объявлениях о привлечении кандидатов конкретно указывается, что требуются кандидаты, служившие в подразделении 8200. Люди, прошедшие службу в подразделении 8200, — это целое национальное сообщество. Однако они собираются вместе отнюдь не для того, чтобы вспоминать прошлые баталии и ностальгировать по военной службе; их встречи нацелены в будущее. Выходцы из этого подразделения в первую очередь стремятся налаживать сеть деловых связей.

4. «Военная служба смолоду учит вас, что если вам поручено что-то, то вы несете ответственность за все, что происходит... и за все, что не происходит, - сказал нам Лори. Фразы «Это не моя вина» не существует в военной культуре». «Никакой опыт обучения в колледже не дисциплинирует вас настолько, чтобы вы смогли думать так, как в случае когда ставки высоки, а трудности велики, - говорит Лори, выпускник Принстона. - Когда вы находитесь в столь трудных условиях в этом возрасте, это заставляет вас думать на три-четыре хода вперед относительно всего, что вы делаете на поле боя... и в бизнесе».

5. В культуре управления программой Apollo, как оценивает ее Нава Сверски Софер, - ответственное отношение, которое израильтяне называют рош гадоль. В израильской армии солдаты разделены на тех, кто думает с рош гадоль - буквально «с большой головой», и тех, кто действует рош катан, или «с маленькой головой». Поведения в стиле рош катан следует остерегаться, оно подразумевает интерпретацию приказов как можно более узко, чтобы избежать дополнительной ответственности или дополнительной работы. Мышление рош гадоль означает следовать приказам, но при этом выполняя их наилучшим возможным образом, с использованием суждений и с затратами необходимого объема усилий. Этот подход подчеркивает доминанту импровизации над дисциплиной и возможность подвергнуть сомнению приказы начальника в противовес уважению к иерархии. Действительно, «подвергнуть сомнению приказы начальника» - это директива для младших израильских солдат.

6. В Израиле кажущиеся противоречивыми характеристики, которые предполагают, что люди одновременно обладают напористостью и «стремлением к плоской карьере», а также что они в работе одновременно и амбициозңы, и коллективисты, могут иметь смысл, когда вы начинаете рассматривать их опыт, который многие израильтяне получают, когда проходят службу в армии. Там они учатся тому, что нужно выполнять задание, но это можно сделать только тогда, когда вы работаете в команде. Возглас в бою: «Делай как я». Нет лидерства без личного примера и без того, чтобы вдохновлять вашу команду действовать вместе и вместе с вами. Нельзя никого оставить позади. Вы получаете минимальное число инструкций сверху, и от вас ожидают импровизации, даже если это означает, что вы должны нарушить некоторые правила. Если вы младший офицер, то вы зовете ваших старших офицеров по имени, и если вы видите, что они делают что-то неправильно, то вы говорите им об этом.

7. А когда вы завершаете военную службу, то все, что вам нужно, чтобы запустить новую компанию, — это позвонить по телефону и спросить, правильна ли ваша идея. Каждый знает кого-либо в своей или в вашей семье, в университете или среди военных, кто является предпринимателем и кто знает, как вам помочь. Каждый доступен по сотовому телефону или по электронной почте. «Холодные звонки» также принимаются, но они никогда не бывают полностью «холодными», поскольку почти каждый может найти какую-то связь с кем-либо, кому можно позвонить для начала. Как сказал нам Йоси-Варди, «каждый знает каждого».

8. Хотя демократическим странам и не нужна обязательная военная служба, однако обязательная или добровольная военная служба, если она достаточно трудна, может развить в молодых людях такие навыки, как лидерство, работа в команде, ориентация на миссию и предоставление опыта, - все это получают израильтяне на военной службе. Такая программа повышает социальную солидарность и помогает выработать чувство, что вы служите чему-то большему, нежели только самому себе, независимо от того, относится ли это к семье, обществу, компании или стране.


4 часть обзора "Патриотизм"

Очередные положения из книги. По примеру евреев казахи должны стать новыми аргонавтами – получать опыт и знания за рубежом и применять их на благо Казахстана. Важно создать «циркуляцию мозгов», но это уже зависит во многом от каждого из нас.

1. Алекс Вие, исполнительный директор журнала RedHerring, сказал нам, что он был на миллионе конференций по высоким технологиям на многих континентах: «Я вижу израильтян, подобных Медведу, без конца проводящих презентации наряду с их коллегами из других стран. Эти другие всегда продвигают свои собственные компании. Израильтяне всегда продвигают Израиль».

2. Вейцу потребовалась более зо лет, чтобы убедить свою собственную организацию и правительство, что нужно начать засаживать лесами холмы на краю пустыни Негев. Почти все считали, что это невозможно. Теперь эти леса насчитывают около четырех миллионов деревьев. На снимках со спутников этот лес четко виден как пятно, которое окружено пустыней и засушливыми землями, он стоит там, где по всем законам логики не должен существовать.

3. Михаэль Лаор в Cisco и Дов Фроман в Intel были классическими новыми аргонавтами. Даже получая знания и статус внутри крупных международных компаний, они всегда намеревались вернуться в Израиль. Когда они осуществили свое намерение, они не только стали катализаторами израильского технологического развития, но и основали израильские операции, которые обеспечили критически важный прорыв для компаний, в которых они работали.

4. Модель новых аргонавтов, или «циркуляция мозгов», когда израильтяне уезжали за границу и возвращались в Израиль, — это одна из важных частей экосистемы инновации, которая связывает Израиль с диаспорой. Другая сеть диаспоры — это не израильская еврейская диаспора.

5. Действительно, именно смешение патриотизма, напористости и постоянного осознания недостатка ресурсов и враждебности окружения, а также любопытства и неуспокоенности глубоко укоренено в израильтянах и в израильской истории, и именно это делает это смешение качеств столь могущественным. «Самый большой вклад еврейского народа в историю человечества — это качество неудовлетворенности, - пояснял Перес. — Это плохо для политики, но очень хорошо для науки».


Автор обзоров: Аскар Калдыбаев

Наша страница на Facebook