«Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма», Лоуренс Харрисон

I часть обзора книги

По книге Лоуренса Харрисона «Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма» хочу отметить ряд моментов.

Согласен с автором в том, что основой любой регулирующей системы является культура. Считаю, что только благодаря культурному изменению можно прийти к хорошим институциональным системам государственного управления (например, парламент, правительство, суды, местное управление, прозрачность, подотчетность) и общественного управления (например, неправительственные организации, СМИ, общественные движения и социальные инициативы). А эти системы, в свою очередь, создадут дальнейшие условия для открытых дискуссий, реализации конкретных действий по итогам таких дискуссий, нахождение на лидерских позициях достойных людей.

Считаю, что если народ не воспринял прогрессивные культурные традиции, то, даже несмотря на вновь установленные государственные институты, эти институты потерпят неудачу и не смогут улучшить ситуацию в стране. Примером является Кыргызстан.

К числу основных, отмечаемых Харрисоном, действий для культурного изменения, которые приблизят страну к универсальной культуре прогресса, относятся следующие:

- Усовершенствование методов воспитания детей. От того, какое воспитание и какую поддержку получат дети, зависит будущее страны. Думаю, что образование, трудолюбие, дружелюбие, ответственность за свою судьбу должны быть в воспитательном приоритете.

- Религиозная реформа. Религия должны воспитывать рациональность и стремление к достижениям, не удерживать от стремления к материальным ценностями, не сосредотачиваться на потустороннем мире (как это делают сейчас многие проповедники ислама). И вообще, чем меньше посредников между Всевышним и тобой, тем лучше.

- Реформа образования. Актуальным полагаю нацеленность на раннее выявление наклонностей детей и специализацию, практическое применение и тесное взаимодействие вузов с отраслями экономики, отраслевая сертификация специалистов.

- Повышение ответственности со стороны СМИ.

- Внесение изменений в экономическую политику. Очевидно, упор надо делать на частную собственность, конкуренцию, сокращение государства в экономике.

Изложенные культурные изменения не обязательно требуют участие государства. Полагаю, что общество и общественные активисты инициативно могут предложить системные мероприятия по каждому из направлений. Например, эффективно работает движение Аружан Саин (Aruzhan Sain) по поддержке детей.

В рамках культурного улучшения считаю, что нужно больше полагаться не на ислам, а на казахские традиции, которые, выверенные в многовековом опыте, имеют очень большое практическое значение. Например, в традиционном казахском обществе женщина имеет значительно высокий статус (чем в исламе).

Между тем, необходимо насыщать нашу культуру необходимыми характеристиками. Например, перенять еврейскую культуру хуцпа - споров, сомнений, обсуждений, дерзости, исключительной силы воли, самоуверенности (об этом я писал, когда комментировал книгу «Нация умных людей»). По Харрисону, можно многое перенять и у конфуцианцев и протестантов.

Имея прогрессивную культуру, мы построим прогрессивные общество и государство. Прогрессивные люди у нас уже есть.


II часть обзора книги

Хочу отметить ряд интересных положений из данной книги.

«Однако, когда дело доходит до взаимоотношений между религией и человеческим прогрессом, я нахожу убедительным доказательства того, что некоторые религии больше, чем другие, способствуют продвижению к таким целям, как демократическая политическая система, социальная справедливость и процветание».

«Алан Гринспен точно уловил суть дела, когда в 1997 г. сказал: «Многое из того, что мы в нашей свободной рыночной системе принимали как данность и полагали свойственным человеческой природе, было вовсе не природой, а культурой».

«Немалый интеллект, творческие способности и самоотдача, проявленные профессионалами в сфере экономического развития на протяжении последней полусотни лет, не привели к успеху в том, что касается трансформации подавляющего большинства бедных и авторитарных обществ. Там, где трансформация имела место, она обычно питалась культурами, тяготеющими к прогрессу (например, в конфуцианских обществах Восточной Азии), либо происходила в случаях, когда культурные изменения играли центральную роль в преобразованиях (например, в Испании, Ирландии и Квебеке)».

«Культурный капитал есть совокупность ценностей, верований и установок, ведущих общество к достижению целей Всеобщей декларации прав человека ООН, а именно:
• к демократической форме правления, включающей верховенство права
• к социальной справедливости, включающей образование, здравоохранение и благоприятные возможности для всех, и
• к ликвидации бедности».

«В обществах, противящихся прогрессу, где степень доверия и идентификации с другими обычно низка, в решениях такого рода обычно превалируют субъективные факторы, в особенности семейные связи; кумовство в них обычное дело, а личными достоинствами нередко пренебрегают. В обществах, тяготеющих к прогрессу, главным основанием для продвижения на высшие посты являются личные достоинства».

«Если человек идентифицирует себя с другими членами общества, то он с большей вероятностью будет добровольно платить налоги, участвовать в благотворительной и филантропической деятельности, сотрудничать с другими для достижения общих целей политического, экономического и социального характера».

«Если же религия воспитывает в людях иррациональность, не дает стремиться к материальным целям и основное внимание уделяет потустороннему миру, ее последователи скорее всего будут безразличны к экономическому развитию. При этом они также будут склонны к пассивности и покорности, которые являются благоприятной почвой для авторитаризма и несправедливости».

«Конкуренция питает демократию, капитализм и многообразие мнений».

«…Матери, несущие ответственность за воспитание детей… есть ключевой элемент передачи культуры между поколениями, и образованная мать способна сделать эту работу лучше, чем не имеющая образования».


Автор обзоров: Аскар Калдыбаев

Наша страница на Facebook