«Боевой гимн матери-тигрицы», Эми Чуа

I часть обзора

Прочитал скандальную книгу «Боевой гимн матери-тигрицы», автор - Эми Чуа. Книга описывает опыт живущей в США матери китайского происхождения по обучению своих дочерей, особенно музыке.

Полагаю, что нам необходимо изучать опыт других передовых наций по воспитанию и обучению детей. Через это мы поймем как правильно воспитывать и обучать наших детей для того, чтобы они стали профессионалами.

Книга является скандальной по причине жестких методов воспитания. Так, девочкам было запрещено: ночевать у подруг, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, получать оценки менее «А» (пятерки), не быть ученицами №1 (кроме физкультуры и драмы), не играть на фортепиано и скрипке.

Автор противопоставляет методы западного и китайского обучения детей. По моему мнению, автор немного перегибает с методами воспитания, в т.ч. когда угрожает сжечь игрушки детей, если они будут играть на скрипке с ошибками.

Автор описывает, как постоянное давление на детей привело к их бунту в подростковом возрасте, но при этом позволило добиться выдающихся для их возраста достижений в музыке.

Сама Эми является профессором в школе права в Гарвардском университете, две ее сестры также являются выпускницами Гарварда и Йеля, еще одна сестра – золотой медалисткой по плаванию.

Хочу представить первую часть полезных, по моему мнению, положений из книги в деле обучения детей. И если китайские родители придерживаются данных правил, то неудивительно, что Китай выходит в мировые лидеры по экономике.

1. Западные матери придерживаются мнения, что «упор на академической успеваемости не является хорошим для детей», «родители должны делать упор на то, что обучение является веселым». Китайские матери верят, что их дети могут быть лучшими учениками, «достижения в учебе - показатель хорошего воспитания» и что если их дети не достигают успеха в школе, то это «проблема», а РОДИТЕЛИ «ПРОСТО НЕ СПРАВИЛИСЬ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ».

2. Исследования показали, что в сравнении с западными родителями китайцы тратят в день в среднем В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ на то, чтобы заниматься обучением со своими детьми.

3. Китайская мать верит, что
1) уроки всегда на первом месте;
2) «пять с минусом» - плохая оценка;
3) в математике её дети должны на две головы опережать одноклассников;
4) ей не пристало хвалить детей на публике;
5) если её ребёнок не согласен с учителем или тренером, она неизменно должна становиться на сторону учителя или тренера;
6) единственное внеклассное занятие, которым позволено заниматься её детям, должно привести их к медали;
7) эта медаль должна быть золотой.

4. София казалось взяла лучшее от обеих культур. Как еврейка она все подвергала сомнению и была любопытна. А от меня, с её китайской стороны, она получила навыки, много навыков, приобретенных стараниями, дисциплиной, уверенностью, свойственными китайскому пути.

5. Наши дневники должны были быть идеальными; в то время как наших друзей хвалили за четвёрки, для нас было немыслимо получить пять с минусом. В восьмом классе я заняла второе место в историческом конкурсе и пригласила семью на церемонию награждения. После этого отец сказал мне: «Никогда больше не позорь меня так».

6. Больше всего я благодарна Америке за свободу и креативные возможности.

7. Поколение эмигрантов вроде моих родителей работало тяжелее всего. Многие начали свою жизнь в Соединенных Штатах почти без денег, но безостановочно трудились до тех пор, пока не становились успешными инженерами, учеными, врачами, преподавателями или бизнесменами. Все, что они делали и зарабатывали, было направлено на образование и будущее их детей.

8. Следующее (моё) поколение, родившееся в Америке, как правило, стремилось к высоким целям. Они поступали в университеты Лиги плюща или в те, что входят в десятку лучших. Они становились профессионалами - юристами, врачами, банкирами, телеведущими - и превосходили своих родителей по уровню доходов. Отчасти это объясняется тем, что они начинали, имея на руках больше денег, и ещё тем, что семьи так много в них инвестировали. И вне зависимости от пола эмигранты второго поколения не так строги к своим детям, как их родители были строги к ним самим.

9. Третье поколение (София и Лулу) - то, из-за которого я не сплю ночами от беспокойства. Благодаря тяжелому труду их родителей и бабушек с дедушками они родились в величайшем комфорте, на верхушке среднего класса. Они начнут думать, что у них есть собственные права, гарантированные американской конституцией, и, следовательно, будут чаще не подчиняться родителям и игнорировать их карьерные советы. Короче, все факты говорят о том, что именно с этого поколения начинается крах.

10. Я постоянно вспоминала, что говорила мне моя мама, когда хотела пожурить: «Будь честной, будь скромной, будь простой». На самом деле она, конечно, имела в виду: «Убедись, что ты занимаешь первое место, а до тех пор будь скромнее».

11. Одним из основных принципов моего отца было: “Никогда не жалуйся и не извиняйся. Если что-то в школе кажется несправедливым, просто трудись в два раза тяжелее и будь в два раза лучше”.

12. У Софии было серьезное культурное преимущество: большинство учеников в школе происходили из либеральных западных семей; их родители были безвольными и снисходительными, когда речь заходила о практике.

13. Ключевой особенностью метода Сузуки является то, что родители должны присутствовать на каждом уроке, а затем, уже дома, следить за выполнением упражнений. Это значит, что каждый раз, когда София садилась за фортепиано, я была рядом и тоже получала образование.

14. Под моим присмотром София практиковалась минимум полтора часа ежедневно, включая выходные. В дни занятий мы работали в два раза дольше.


II часть обзора

Представляю вторую часть интересных положений из книги «Боевой гимн матери-тигрицы».

15. Китайские родители понимают, что не должно быть никакого веселья до тех пор, пока ты в чем-то не преуспеешь. Чтобы чего-то добиться, нужно тяжело работать, чего дети обычно не хотят, и потому так важно не принимать во внимание их желания. Это часто требует от родителей силы духа, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда тяжело, и именно в этот момент ломаются «западники». Для достижения блестящих результатов необходима практика, практика и еще раз практика; многократные механические повторения в Америке недооценивают. Как только ребенок начинает в чем-то преуспевать - неважно, в математике, игре на фортепиано, физкультуре или балете, - он или она получает похвалы, восхищение и удовлетворение. Это помогает выстроить доверительные отношения и делает веселым невеселое занятие. Что в свою очередь облегчает родителям возможность нагрузить ребенка еще больше.

16. Я поднималась в пять утра и полдня изображала из себя профессора Йельского университета, а затем неслась домой ради ежедневных музыкальных занятий, в которых Лулу неизменно участвовала только благодаря угрозам, шантажу и вымогательству.

17. Субботы были главными днями. Целое утро мы проводили в музыкальной школе. По возвращении домой, невзирая на трехчасовой учебный блок, через который мы только что прошли, я часто пыталась провести еще одно занятие, чтобы на следующей неделе показать, как быстро мы учимся. Вечером, после того как Лулу засыпала, я читала трактаты, посвященные технике игры на скрипке, и слушала записи Исаака Штерна, Ицхака Перлмана или Мидори, пытаясь понять, что они делали, чтобы играть настолько хорошо.

18. Признаю, что такой график может показаться немного напряженным. Но я чувствовала, что бегу наперегонки со временем. В Китае дети занимаются по десять часов в день.

19. Лучшим побочным продуктом моего экстремального воспитания было то, что София и Лулу стали очень близки: они были товарищами по оружию, бок о бок сражавшимися со своей властной фанатичной матерью. “Она обезумела”, - слышала я их шепот сквозь хихиканье. Но мне было все равно. Я не такая ранимая, как некоторые западные родители. Как я часто говорила девочкам, “моя материнская цель - подготовить вас к будущему, а не превратить в свою копию”.

20. Если ребенок принесет домой пятерку с минусом за контрольную, западные родители в большинстве случаев будут расточать похвалы. Китайская же мать задохнется от ужаса и спросит, что пошло не так. Если ребенок получит за контрольную четверку, западные родители по-прежнему будут его хвалить. Но, даже высказывая свое неодобрение, они будут осторожны, чтобы ребенок не ощутил собственную никчемность. Они совершенно точно не назовут его тупицей, бездельником или позором семьи. В душе западные родители могут переживать о том, что плохие оценки их ребенка связаны с его неспособностью к предмету или с тем, что что-то не так с учебной программой или даже самой школой. Если улучшения не происходит, они даже могут назначить встречу с директором, чтобы узнать, как преподается предмет, или поставить под сомнение профессионализм учителя.

21. Если же четверку получит китайский ребенок, чего никогда не случится, сначала он услышит дикие крики и увидит, как его мать рвет на себе волосы. Затем, крайне расстроенная, она сама проведет десятки, может быть, даже сотни контрольных и будет трудиться над ними вместе с ребенком до тех пор, пока его оценка не дорастет до пятерки. Китайские родители требуют высших оценок, поскольку уверены: дети способны их получать. Если же хороших оценок так и нет, родители начинают думать, что ребенок работает недостаточно много и тяжело. Вот почему такого ребенка всегда будут наказывать, критиковать и стыдить. Китайские родители уверены, что в их детях достаточно сил, чтобы пережить унижение и стать лучше.

22. Западные родители стараются уважать индивидуальность своих детей, поощряя их истинные пристрастия, поддерживая их выбор и предоставляя им заботливое окружение. Китайцы, напротив, уверены, что лучший способ защитить детей - это подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны, и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью в том, что они могут сделать то, на что больше никто не способен.

23. Однажды София заняла второе место в конкурсе по умножению на скорость, который учитель пятого класса проводил каждую пятницу. Она проиграла корейскому мальчику по имени Юн-Сеок. В течение следующей недели я заставляла Софию каждый вечер решать по двадцать практических заданий (по сто задач в каждом), стоя над ней с секундомером в руке. С тех пор она регулярно занимала первое место.

24. Дома у девочек ни дня не проходило без репетиций, даже в дни рождения и когда они болели или только что побывали у стоматолога. И я не понимала, почему мы должны пропускать уроки во время путешествий. Даже мои родители не одобряли меня. «Это безумие, — говорили они, качая головами, — дай девчонкам порадоваться каникулам. Несколько дней без музыки им не помешают”. Но серьезные музыканты так не поступают. Со слов учителя Лулу мистера Шугарта, «пропустив день занятий, ты начинаешь играть хуже». Также я указывала девочкам: «Вы знаете, что будут делать Кимы, пока мы в отпуске? Репетировать. Кимы не ездят в отпуск. Так хотим ли мы, чтобы они нас опередили?»

25. Счастье — это не та концепция, на которую я привыкла опираться. Китайское воспитание со счастьем никак не связано. Это меня всегда беспокоило. Когда я вижу мозоли от фортепиано и скрипки на пальцах своих дочерей или отметины от зубов на клавишах, меня порой охватывают сомнения.

26. Но вот в чем дело. Когда я смотрю на распадающиеся семьи «западников», на всех этих взрослых сыновей и дочерей, которые терпеть не могут быть рядом с родителями и даже не разговаривают с ними, мне трудно поверить в то, что в основе западного воспитания лежит счастье. Напротив, не могу сказать вам, как много я встречала азиатских детей, которые, признавая жесткость и требовательность своих родителей, с радостью и благодарностью, без тени всякой горечи и обиды говорили, что посвятили им свою жизнь.

Наша страница на Facebook