«Бизнес с нуля», Эрик Рис

По рекомендации Алексея Крола прочитал книгу «Бизнес с нуля», автор – Эрик Рис, предприниматель, советник многих стартапов, венчурных инвесторов и крупных компаний. Он создал концепцию «экономичного стартапа». Собственно, книга об этой концепции.

Это – библия современных предпринимателей передовых стран.

Книга обязательна для прочтения всем тем, кто хочет создать свой бизнес, а также тем, кого привлекают инновации – не только в бизнесе, но и в любом ином деле.
Привожу ряд важных, по моему мнению, положений.

1. Главная задача стартапа – превращать идеи в продукты, оценивать реакцию потребителей, а потом принимать решения о том, следует ли совершить вираж или лучше двигаться выбранным курсом. Все процессы стартапа должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее получить обратную связь от потребителей.

2. Знания, подтвержденные фактами, возникают на практике, в процессе экспериментов. Это позволяет команде получать важные данные, связанные с настоящими и будущими перспективами стартапа. Это конкретнее, быстрее и точнее, чем прогнозирование рынка или классическое бизнес-планирование. И это гарантированно защищает от «запланированной неудачи» - той печальной ситуации, когда стартап успешно действует по плану, который ведет к его провалу.

3. Кроме того, это правильный способ оценки производительности стартапа: важно не то, сколько мы работаем, а то, сколько основанных на фактах знаний приносят наши действия.

4. Чтобы двигаться вперед, нужно воспринимать любой стартап в любой отрасли как один большой эксперимент… В системе «бережливый стартап» каждый продукт, каждая опция, каждая маркетинговая кампания считается экспериментом, призванным получить обоснованные знания.

5. Чтобы прояснить важные составляющие, нужно сделать первый шаг: как можно быстрее приступить к созданию минимально рабочего продукта (MVP). MVP – это версия продукта, позволяющая запустить цикл «создать-оценить-научиться» с минимальными усилиями, потратив как можно времени на разработку. Минимально рабочий продукт не имеет многих из тех опций, которые позже могут оказаться важными.

6. Нужно быть готовыми к бесконечным пробам. Необходимо заранее договориться о том, что, какие бы результаты ни принесло тестирование MVP, вы не откажетесь от проекта. Успешные предприниматели не пасуют при первых же трудностях, но и не упорствуют до последнего, пока их самолет не врежется в землю. Им свойственно уникальное сочетание упорства и гибкости.

7. Если компания быстро приближается к идеальным показателям, это означает, что она хорошо учится и эффективно использует новые знания. В этом смысле имеет смысл продолжать движение. В противном случае команда менеджмента должна признать текущую стратегию неэффективной и изменить ее. Сделав вираж, компания начнет процесс с самого начала, установит новые базовые показатели, а потом настроит механизм роста в соответствии с ними. Если вираж окажется правильным, это сразу положительно скажется на механизме роста.

8. Успех предпринимателя всего на 5% зависит от идеи, бизнес-модели, теоретической стратегии. Остальные 95% — это следствие кропотливой работы, результаты которой оцениваются с помощью учета инноваций: каковы приоритетные опции продукта, на каких клиентов ориентироваться или каких клиентов слушать. А еще нужна храбрость – для того, чтобы подвергать свое видение постоянной проверке и получать обратную связь.


Автор обзора: Аскар Калдыбаев

Наша страница на Facebook